Растим настоящих казаков и казачек

Родная донская земля…
Через ее просторы зеркальной лентой, извиваясь, течет Дон. На правом берегу, в низовьях

Дона – батюшки, более 400 лет стоит старинная казачья станица Клетская. Живут в ней потомки первых донских казаков, которые создавали и добывали богатство и славу нашей великой Родины – России.

На Дону раскинулась наша станица,
А гора над ней, как белая птица,
Издавна тут живут казаки,
Песни поют у Дона – реки,
Живут тут хлеборобы,
Пекут хлебы, булки, сдобы.
Тут родятся казачата,
Наши милые ребята.
Тут и мы с вами живем,
Дону – батюшке поклон…

Сегодня деды говорят, что внуки не похожи на них, живут не по-старому, не по – казачьи. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера, в прошлом году, десять лет тому назад, сто лет, двести…

Всякое прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенью к нему. Во всяком настоящем сохраняются черты прошлого. Вот почему знакомство с прошлым помогает понять настоящее.

Любовь к родному краю, огромное желание знать его настоящую историю объединили педагогов детского сада «Солнышко» в 1993 году целенаправленно проводить работу с детьми по направлению: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой донского казачества».

Несколько лет воспитателями велась работа в этом направлении, имелись отдельные методические разработки, был накоплен опыт кружковой работы в подготовительной группе, но стало очевидно, что необходимо создать целостную систему работы, начиная с младшего дошкольного возраста.

Итогом работы педагогического коллектива стало учебно-методическое пособие — программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой донского казачества», которое было оформлено в 2003 году.

В основе содержания программы — русский народный календарь и православный календарь донского казачества. Смена времен года позволяет прочувствовать динамику природных и культурно -исторических процессов, ощутить их как единое целое, наполненное значимыми в природе и жизни общества (донского казачества) событиями.

Традиционный православный и земледельческий календарь отражает ритм годовой жизни природы и человека, во взаимодействии с ней. Православный календарь, также календарь донского казачества (отдельные праздники казаков, такие как День казачки и т.д.) выступает как форма народных традиций и памяти об истории мира, страны, донского казачества. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях казачества, в основном военно-исторических фактах в истории донского казачества и России в целом.

Следующий блок, прежде всего, направлен на формирование важнейшей духовной ценности, гармонию семейных взаимоотношений, дружеское взаимодействие различных поколений ради общих семейных и общественных целей, общего блага. Все это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь и понимание необходимости заботы друг о друге, о своей семье, Родине. Содержание этого раздела в основном в старшей и подготовительной группах, небольшая часть, в средней разворачивается в нескольких направлениях:

— освоение культуры воспитания и традиций, характерных для семьи донского казачества;

— игровое освоение традиций, обрядов и т. д. в семье, отношение к детям (маленьким казакам и казачкам);

— организация значимого для детей и взрослых общения и взаимодействия;

— организация системы взаимодействия и взаимообщения в коллективе.

Он состоит из нескольких самостоятельных разделов, которые включают тематические планы работы по возрастным группам, начиная с 3-х до 7 лет, конспекты занятий, дидактические игры, являющиеся уникальной методической находкой детского сада, потому что разрабатывались только педагогами «Солнышка», аналогов им в других программах для дошкольников нет. В пособии также есть подвижные (старинные, собранные педагогическим коллективом от старожилов станицы Клетской, а также хуторов и станиц Усть – Медведицкого округа и современные казачьи игры), произведения казачьего народного фольклора (в том числе колыбельные песни казачек, их — 11, все они записаны авторами программы), рабочие тетради для занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей и культурой донского казачества.
Разнообразные знания, навыки, умения, приобретенные ребенком в результате работы по программе, оказывают положительное влияние на развитие его познавательных процессов, ставят перед ним много вопросов, на которые ему захочется самостоятельно ответить.

В учебно-методическое пособие вошли только отдельные, логически связанные между собой звенья, по нашему мнению, необходимые ребенку- дошкольнику для познания истории и культуры донского казачества, России. Хочется подчеркнуть, что мы не претендовали на показ целостности исторического процесса во всем его многообразии. Мы не ставили эту задачу.

На наш взгляд, очень важно создать условия для возникновения у детей первого представления об истории, в частности, донского казачества, чтобы ребята поняли, что у каждого народа и страны есть свое славное прошлое, узнали интересные факты, события, традиции, культуру, быт из истории донских казаков, России в целом.

По мере возможности мы старались, чтобы весь материал для работы с детьми-дошкольниками был понятен, чтобы незнакомые им исторические, культурные, бытовые, обрядовые материалы (устные и наглядные) пробуждали детскую любознательность, чтобы, работая по этому пособию, и педагоги, и другие заинтересованные лица обязательно услышали: «А что это значит?», «А можно я попробую?», или «Дайте мне попробовать», или «Я хочу узнать еще » и т.п.; и тогда можно считать, что мы уже на половине пути к достижению намеченной цели.

Главными действующими лицами на занятиях, во всех возрастных группах являются сами дети и их главные помощники — казак Григорий и казачка Аксинья, которые из кукол на одном занятии могут превращаться в настоящих живых героев (роль их выполняют воспитатели или другие сотрудники д/сада, переодетые в костюмы донских казака и казачки). В будние дни Аксинья и Григорий одеты в повседневные одежды донских казаков, а вот в праздничные они одеты в «выходные» торжественные наряды, Григорий как казак в военный казачий костюм, со всеми положенными казачьими регалиями (ремень, портупея, шашка, погоны и т.д.).

Внешнему облику их соответствует манера общения, строй речи, казачий диалект, где обязательно присутствуют народные пословицы и поговорки, которые воспитатели ДОУ в течение многих лет собирали, записывали, услышав их от старших,или прочитав в литературе. Сейчас их в копилке насчитывается 89, некоторые из них стали темой занятий программы или д\игр, например, «Из казаков в атаманы выходят», «Горшок чугуну не товарищ».

Большую помощь педагогам в работе оказывают рабочие тетради для детей младшего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей и культурой донского казачества. В них дети закрепляют знания, полученные на занятиях, практически выполняя задания, которые содержатся в каждом занятии. Например, в тетради для детей младшего дошкольного возраста малыши помогают казачке Аксинье нарядиться на «Карагод» (казачий праздник), разукрасив красиво и аккуратно шаль, или на хозяйственном дворе, по-казачьи «базу», вместе с казачкой, «ищут» маму и ее детеныша (ей) коза – козленок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.

А ребятишки старшего дошкольного возраста выполняют более сложные задания: определить по рисунку, в каком полку служит казак, и разукрасить его форму в нужный цвет (у донских казаков — алые лампасы и погоны синие с алой выпушкой, красноярские – желтые лампасы и погоны и т.д.) или по определенным продуктам, изображенным на картинке – назвать, какие казачьи блюда из них можно приготовить (лук, яйца, мука – каныши). Поработав вместе с воспитателем в рабочих тетрадях, и закрепив полученные знания на занятиях и вне их, в сознании детей создается целостный образ донского казачества, как яркого самобытного народа.

Одна из главных задач педагогов, желающих работать в этом направлении, — показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память об их делах и творениях.

Логическим завершением большой 4-летней работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой донского казачества является ритуал посвящения в казачата. Он проводится в ДОУ в подготовительной группе, когда дети проходят полный курс по программе, имеют определенный запас знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по знакомству с донским казачеством. Праздник проходит в торжественной обстановке, вся процедура «посвящения» очень приближена по своей структуре к настоящему Казачьему кругу – высшему органу правления донских казаков. Здесь дети демонстрируют все то, чему они научились и что узнали, запомнили, занимаясь по программе.

Одним из главных моментов этого действия является «Слово — посвящение атамана», где он обращается не только к казачатам, но и к их родителям с главными казачьими заповедями, по которым жили и живут донские казаки и по которым будут жить и они. Каждому «казачонку» атаман вручает эти заповеди и грамоту, где указано, что он или она прошли ритуал посвящения и стали настоящими «донскими казачатами».

Такие торжественные и памятные моменты в жизни ребенка имеют огромный положительный эмоциональный эффект и развивают чувство собственного достоинства и гордости за свою сопричастность к такой общности, как донское казачество, и к тому, что они являются полноправными гражданами России. А начинали мы эту работу с первым атаманом ст.Клетской Василием Ивановичем Фроловым, продолжили с атаманом станичного казачьего общества Александром Андреевичем Борисовым, большую помощь нам оказывала первый директор музея донских казаков «Подкова» Лидия Ивановна Воронкова. За годы реализации программы ритуал посвящения в донские казачата прошло 42 ребенка и сейчас «первые казачата» детского сада- Виталий Долбаев, Максим Шуваев, Анжелика Шакулина, Анастасия Ястреб, Константин Петухов, Владислав Сергеев, Никита Агеев, Игорь Васильев, Мария Харитонова, Екатерина Щербакова стали взрослыми и несут достойно звание «донских казачат» из детского сада «Солнышко».

Учебно–методическое пособие — программа проходило апробацию в ДОУ в течение 10 лет. Над ним трудились почти все педагоги учреждения. Большой вклад внесли воспитатели: Н.В. Пронина, О.В. Богнюкова, Л.Н. Ленкова, Г.М. Ульянова, Е.А. Бормотова, Н.Л. Коршунова, Н.П. Андреева, оформление программы и рабочих тетрадей проводил М.А. Харланов, которые работали под руководством заведующего З.А. Артамоновой. И, хотя у программы нет статуса авторской (многие доктора и кандидаты наук предлагали нам закрепить статус авторства, но они были бы научными руководителями, и в программе их фамилии стояли бы первыми, на что мы категорически не согласились) нашу систему работы признают и используют многие образовательные учреждения района и области, г.Волгограда, о чем свидетельствуют благодарности и Благодарственные письма от них.

За активную работу по возрождению истории и культуры донского казачества, Приказом Атамана Всевеликого Войска Донского от 10.09.2005 года № 100 к , награждены медалями З.А. Артамонова и Н.В. Пронина.

«За системный подход в организации героико — патриотического воспитания и приобщения современной молодежи к ценностям региональной культуры» наш детский сад награжден Дипломом III степени на XI Волгоградском областном образовательном форуме «Образование- 2015». По итогам областного конкурса «Дошкольная образовательная организация года» в 2016 году, в номинации «Дошкольная образовательная организация года муниципальных районов Волгоградской области» МКДОУ «Клетский Д/С «Солнышко» занял III место.

В рамках муниципальной целевой программы «Сохранение казачьей культуры и народных промыслов в Клетском муниципальном районе на 2017 -2019 годы» команда воспитанников из «Солнышка» в прошлом, нынешнем году стали победителями районного конкурса «Юные казачата».

А коллектив детского сада продолжает растить настоящих донских казаков и казачек — будущих достойных граждан нашей России….

З. Артамонова, донская казачка, уроженка х.Нижне – Затонский, заведующий МКДОУ «Клетский Д/С «Солнышко».


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электронное СМИ (сетевое издание) «Дон», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 08.08.2016г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77–66738.

Учредители - МАУ "Редакция газеты "Дон".

Главный редактор Егунов А.В. . Телефон: 8(84466) 4-11-32, 8(84466) 4-13-36. E-mail: don_press@mail.ru Адрес редакции и издателя: 403562, Волгоградская область, станица Клетская, ул. Луначарского, 27

Copyright kletskdon.ru. Все права защищены. © МАУ "Редакция газеты "Дон". 2012-2018 год. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на kletskdon.ru !

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.