Не забывается такое никогда
Отличник народного просвещения, ветеран труда Родина Валентина Романовна хорошо известна не одному поколению учащихся Верхнебузиновской и Перекопской средних школ, в которых она трудилась многие годы. Она не только прекрасный педагог, но и удивительная рассказчица. Валентина Романовна относится к поколению детей войны и не раз делилась на страницах газеты своими воспоминаниями о том тяжелом, но незабываемом времени. Сегодня ее рассказ о том, как она начинала свою педагогическую деятельность в Верхнебузиновской школе, о внеклассной работе по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эта тема, как никогда, актуальна сегодня, в год 75-летия завершения Сталинградской битвы.
— В августе 1953 года я приехала в Клетский районный отдел народного образования, где меня встретили заведующий- мой учитель истории по Перелазовской средней школе Чекунов Иван Иванович и его жена Александра Васильевна, которая работала учителем географии. Лучшего учителя, чем она, для меня не было, только благо¬даря ей я тоже стала учителем географии. Мне очень приятно было вновь повстречаться с этими удивительными людьми, настоящими подвижниками своего дела. Оформив необходимые документы, я поехала в Бузиновку, где меня уже ждали и встречали. Познакомилась с будущими коллегами, решила квартирный вопрос и до 14 августа переехала в х.Перелазовский, где жили мои родители, хотелось еще побыть дома, чем-то помочь им, так как в селе в летнее время так много забот и хлопот. Ну а 14 августа я уже была на работе, полюбила сразу своих коллег и хутор, и этот уголок земли стал мне очень дорог, а в нем и каждый добрый человек. Так и хочется сказать: «Живи, мой хутор, долго-долго, тебя я сразу полюбила и навек». Полюбила и свой пятый класс, в котором была классным руководителем. Ребята были членами краеведческого кружка, все вместе мы стали создавать историю хутора, в чем нам помогали его старожилы. Выпустив свой класс, я взяла шестой класс, мы несколько изменили тематику нашей деятельности, больше внимания стали уделять военно-патриотическому воспитанию. В этом нам помогали учителя — ветераны войны Евстратова Тамара Трофимовна и Гаевская Маргарита Константиновна. Тамара Трофимовна ушла на фронт сразу после выпускного вечера. Она участница Сталинградской битвы, служила в зенитной батарее. Служба для 18-летней девушки была очень сложна и опасна, ибо ежедневно немцы бомбили Сталинград, да еще по несколько раз в день. Маргарита Константиновна воевала в Сталинградском партизанском отряде «За Отчизну», была комиссаром отряда. О ее боевом пути пишет Кандауров в книге «Ярость благородства», а поэт Красильников посвятил ей одно из своих стихотворений. Маргарита Константиновна дважды забрасывалась в тыл врага в Молдавию и Румынию.
Своими рассказами об их военных буднях они очень увлекли моих краеведов, и ребятам захотелось узнать как можно больше о Великой Отечественной войне из уст ее участников. Им посоветовали сходить к Пономареву Константину Елисеевичу- участнику боевого похода 4-го танкового корпуса. Наше знакомство он начал со взрыва под «Плакущим курганом», который расположен в х.Верхняя Бузиновка на левой стороне реки Лиска. Он нас даже туда повел и рассказал, почему курган так назван. До событий 1917 года на нем прощались с семьями казаки, уходившие служить Отечеству.
Шел второй год Великой Отечественной войны, стоял июль. Армия Паулюса рвалась в большую излучину Дона и в Клетском районе накапливались наши войска и их боевое обеспечение. Вот так и появился склад противотанковых мин в х. Верхняя Бузиновка в заброшенных стенах каменного сарая на усадьбе Рубцовых, а они в это время жили в другом месте. Этот минный склад оказался между домами Калединых и Агаповых. Начальник склада мин, майор, был частым гостем в этих семьях. И вот однажды в хутор со стороны Свечников ворвались немецкие танки. По свидетельству очевидцев, случилось это в первой половине июля. Наши саперы умело расставили мины на пути немцев и юго-западнее Бузиновки запылало 4-5 немецких танков. Майор принял решение взорвать склад, так как вывезти его не представлялось возможным из-за отсутствия транспорта. Мины были начинены сильными взрывчатыми веществами. Майор, по-видимому, поджег шнур и побежал на центральную улицу хутора, по которой отступали наши войска. Добежать не успел, был убит. Произошел сильный взрыв. Семью Калединых завалило в погребе, некоторых детей контузило, старшим детям вместе с матерью пришлось самим откапываться и в тумане пыли, града камней перебираться через овраг, чтобы на¬брать воды и привести в чувство контуженных детей. От места взрыва усадьба Калединых находилась не далее 50-60 метров. От их дома и всех построек даже и щепок не осталось. Семье Агаповых досталось меньше, но от дома тоже не осталось ничего.
Сколько было взорвано тонн взрывчатки, неизвестно, но воронка образовалась большая, 42-44 метра в диаметре, а глубиной 7-7,5 метра и сразу же заполнилась водой, появилось озеро, так как в этой местности было много родников. Сила взрыва была настолько сильная, что все, кто находился от его эпицентра на расстоянии километра, по-гибли. Семья Агаповых пряталась в щели, накрытой бревнами, да за бугром земляной насыпи, были подброшены вверх, окутанные пылью и землей. Недалеко от места взрыва росли сады, 40-50-летние яблони, груши, они были вывернуты с корнями, а некоторые деревья наклонились так близко к земле, словно по ним прошли танки. Оставшиеся деревья остались без листьев и стояли летом словно поздней осенью. В большинстве домов были выбиты стекла, повреждены крыши.
К 60-летию Великой Победы Агапов Иван Семенович, переживший этот взрыв в июле 1942 года, написал свои воспоминания в районную газету, мы с учащимися читали этот материал и еще больше нам захотелось узнать о тех давних событиях Великой Отечественной войны и конкретно об этом взрыве и яме. После оккупации рядом с ней посадили плантацию, поставили мотор и несколько лет поливали и получали урожай. Сейчас в нее идут ступеньки, на дне сделан мостик, на колышек повешена консервная банка, из которой можно пить воду. Вода всегда ледяная, аж зубы ломит, потому что сбоку бьет родничок и наполняет своей живительной влагой. У меня до сих пор хранится в альбоме вырезка из газеты, где Иван Семенович делится своими воспоминаниями с поколением, не знавшим войну.
Мы несколько раз были у Константина Елисеевича Пономарева, общались с ним, приглашали его в школу, встречались с ветеранами-земляками Пимкиным Николаем Ивановичем, который служил в разведке и закончил войну капитаном в Венгрии. Много поведали о своих фронтовых дорогах Е.Родин, П.Долгов, Я.Соколов, В.Рубцов. Но самым интересным собеседником был Донецков Михаил Иванович, который закончил войну в Берлине. Он рассказал ребятам о трудностях водружения знамени Победы над Рейхстагом. Чтобы взобраться на купол, нужны были специальные лестницы, а немцы так стреляли по куполу, что железо очень раскалялось, но все-таки знамя Победы было водружено, и сделали это Егоров и Кантария. Михаил Иванович уроженец Бузиновки, но живет в Калуге, он часто приезжал на малую Ро¬дину и всегда приходил в школу на встречу с учениками, рассказывал много интересного о войне. Весь собранный материал мы оформляли в альбомы.
Хорошим нашим другом был Мирошников Иван Ив-нович, который воевал в наших краях в трудный период отступления советских войск. Уже после войны он при¬слал на школу письмо, в котором делился своими воспоминаниями о том нелегком времени. Он жил в Крас-нодарском крае, работал учителем истории. Однажды перед Днем Победы прислал журнал «Огонек», на об¬ложке которого была фотография, а на ней стена Рейхстага. Взобравшись на что-то, солдат оставляет свой автограф, он пишет «И.Мирошников», да, это был он- наш друг Иван Иванович, с которым мы переписывались. Он несколько раз собирался приехать к нам, но полученные раны не позволяли это сделать, и наша встреча не состоялась, но переписка продолжилась. В этом журнале он писал, какой ценой досталась Победа советскому на¬роду, очень хорошая статья, на ее материале мы, учителя, во всех классах провели Уроки мужества, а самым дорогим подарком стал сценарий «Слет мальчишек», который он прислал позже. Мы обсудили, как лучше его организовать, и провели успешно. На него пригласили дорогих нам гостей и повязали им ленты «Гостю слета». На слете были мальчишки 6-10 классов. Командиры пионерских отрядов и комсомольских групп сдавали рапорта об учебе и общественной деятельности, и вот от 6-го класса сдает рапорт Князев Саша и в конце рапорта говорит, что он будет военным и обязательно станет генералом, все рассмеялись, но мальчишка выполнил свое обещание. После этого слета наши мальчишки стали совсем другими, более взрослыми, что ли, и ответственными, а Саше отдавали честь и называли его генералом.
1 мая 2009 года на встречу собрался выпуск 1966 года, ребята приехали и за мной, всем за 60 лет, все седые, кто-то лысый и при самых разных постах. А самый веселый и находчивый Саша. Он и сейчас поздравляет своих учителей со знаменитыми круглыми датами. Как-то звонит из Казахстана и говорит: «Валентина Романовна, я в командировке и мне дали всего две минуты, я Вас поздравляю с праздником», а было это 8 марта, конечно же, мне было очень приятно. Я уже давно поняла, как хорошо быть учителем и иметь таких внимательных учеников. Так в сентябре 2009 года на встречу собирался мой род¬ной класс и за мной приезжала Галя Долгова (сейчас она директор ООО «Дон-Агро». В 1972 году наша семья пере¬ехала в Перекопку, и я очень скучала по своим питомцам, да и они тоже. Однажды на День учителя пять ребят приехали поздравить меня на мотоциклах, привезли магнитофонную кассету, на которую записали все поздравления и исполнили мои любимые песни, я до сих пор ее храню. Они поздравили меня, вручили подарки, потом я при-гласила их пить чай, мы долго сидели и разговаривали. А потом было опять расставание и прощание. Я их вышла проводить, мальчишки уехали. А я стояла, смотрела им вслед, а по щекам невольно катились слезы.
Свои воспоминания о своей педагогической деятельности я посвятила в основном Верхнебузиновской школе, так как в ней я работала и классным руководителем, и организатором по внеклассной работе и поэтому большое внимание уделяла военно-патриотическому воспитанию, а в Перекопской школе работала завучем и внеклассной работой занимались уже другие педагоги. Знаю, что и этот край богат своим историческим прошлым, и здесь сохранились следы войны- окопы, блиндажи, дзоты и братские могилы в хуторах. Люди помнят о том тяжелом, но героическом времени, ведь такое не забывается никогда.
В. РОДИНА, х.Перекопка.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!