Когда льется музыка
Уж о ком, о ком, но об Анне Анатольевне Викторовой, учителе музыки детской школы искусств, вдохновителе и руководителе творческих коллективов, мы не можем умолчать. Руки так и просятся к перу, а перо — к бумаге, чтобы поведать вам, дорогие читатели, каким уникальным богатством в лице этой женщины об-ладает вся культура нашего района.
С Анной Анатольевной мы знакомы давно, и с первой встречи стало ясно, что человек влюблен в музыку, в свою работу и, конечно, в детей..
Урок в детской школе искусств. Умелые пальцы педагога легко касаются черно-белых клавиш фортепиано, и класс наполняется чарующими звуками классической музыки. А потом эти же движения стараются повторить несмелые детские пальчики ученика, которые касаются инструмента робко, но рядом опытный преподаватель. Она подскажет, поможет, и от урока к уроку ученик становится все увереннее. Наступает день, когда и он играет уже легко, мелодия выходит чистая и красивая. В этот момент душу педагога наполняет неподдельная радость, значит, не зря были все занятия, трудности, и теперь ее ученик умеет играть. Пусть потом он и не станет музыкантом, но во время учебы его душа соприкоснулась с прекрасным, и настоящая музыка оставила в ней свой волшебный след.
Рождённая для творчества
Откуда эта любовь поселилась в ее сердце? Конечно, музыкальные токи шли из удивительно дружной семьи, где родители с раннего возраста разглядели в дочери талант и творческую натуру.
«Моё первое воспоминание, связанное с музыкой, — рассказывает Анна Анатольевна, — это когда «бородатые дядьки» с телевидения приехали снимать обо мне документальный фильм по просьбе соседей, они сидели за столом и просили меня спеть. Я запела песню «Дорогой длинною», не выговаривая букву «р». Потом меня снимали на Набережной и возили в училище искусств к преподавателям на прослушивание. Мне было 3,5 года. А в 4 года меня уже отдали учиться в это училище, посчитав, что никем, кроме как музыкантом, я быть не смогу. Безусловно, это был выбор моих родителей».
После обучения в училище искусств им. Серебрякова маленькую Аню переводят в музыкальную школу № 1, в которой она проучилась восемь лет. И, конечно же, потом в родную «серебряковку», но уже на теоретическое отделение.
Как и у большинства преподавателей ДШИ, в судьбу Анны Анатольевны «вмешивается» «Его Величество – случай» в лице, как вы уже все поняли, Николая Ивановича Дранникова.
Весной 1988 года в училище проходило распределение. Присутствующий там Николай Иванович «мягко» намекнул, что, мол, в Клетскую «музыкалку» нужен теоретик. Что, дескать, уроки эти духовик ведет, а это – непорядок!
«Мне стало жалко детей, — продолжает наша героиня, — я пришла домой, достала атлас Волгоградской области и стала искать Клетскую. Если бы тогда сказали, что я останусь здесь, точно бы не поверила. В то время я собиралась поступать в Астраханскую консерваторию, а родителям сказала — годик поработаю, отдохну от учёбы в училище, а на следующий год поеду поступать».
А вот и нет! Не получилось! Уезжает преподаватель фортепиано, и Анне Анатольевне приходится работать «на два фронта».
Этот год был очень сложным. Работа начиналась в десять утра, а заканчивалась далеко за девять вечера. Учеников было предостаточно, уроки расписаны поминутно, родители детей понимали ситуацию и сами встречали ребят, а некоторых Анна Анатольевна сама провожала до дома.
А ещё через год случилось самое главное событие в ее жизни. Она вышла замуж за самого терпеливого человека, с которым они живут уже более 30 лет. Он смог вытерпеть и ее многочисленные выступления, и многочисленные поездки, и выходные «без выходных», и три работы.
Чтобы музыка задела струны души
Тридцать два года Анна Анатольевна трудится в школе искусств. Она окунулась в педагогическую деятельность и счастлива тем, что вокруг нее растут способные чувствовать и понимать музыку дети.
Анна Анатольевна занимается с детьми на индивидуальных уроках по обучению игре на фортепиано. Каждое свое занятие она выстраивает, сообразуясь со способностями и знаниями ученика. Но овладение умениями и навыками, усвоение учащимися знаний — это не самоцель. На уроке преподаватель не только обучает игре на инструменте, но не забывает и о развитии у каждого ребенка творческого начала, пробуждении богатой эмоциональной сферы юных музыкантов.
Помимо индивидуальных занятий Анна Анатольевна преподает сольфеджио, музыкальную литературу, является концертмейстером ансамбля преподавателей ДШИ «Камертон». Да много еще чего…Но об этом чуть позже.
Всё же основной деятельностью она считает обучение игре на фортепиано. Основная задача преподавателя — сделать занятия с учащимися интересными и любимыми. Анне Анатольевне доставляет радость увлекаться работой, рождать в учащихся творческую заинтересованность.
«Для меня музыка, — говорит Анна Анатольевна,- это что-то прекрасное, возвышенное, это удовольствие, которое я хочу передать своим ученикам. Для меня это самое главное — научить детей любить музыку, получить наслаждение и от прослушивания, и от исполнения. Моя главная цель, чтобы ребёнок шёл на музыкальные уроки с удовольствием. Мы всё время повторяем, что музыка – это, прежде всего, труд! Только мы знаем, сколько раз нужно сыграть, чтобы получился результат. Да, не все выдерживают этот труд, многие уходят, и моя задача, чтобы и ушедший ребёнок не возненавидел музыку, а оставил только самые лучшие воспоминания об уроках и стал любителем музыки».
Сейчас у Анны Анатольевны четырнадцать учащихся, и ещё не самое большое количество детей. В 90-х годах были классы по двадцать и более ребят. Конечно, не все связали свою жизнь с музыкой. Однако есть и такие.
Закончила институт культуры Инара Яхьяева. В этом году получила диплом музыкального отделения Волгоградского педагогического университета Ольга Савина. Там же учится Тамара Чиркова. В «серебряковке», которое сейчас в статусе консерватории, учится Виктор Щипанов. На музыкальное отделение в педучилище поступила Валентина Балчугова.
Есть и те дети, которых Анна Анатольевна может считать своей гордостью. Это победители различных конкурсов, в том числе и международных: Олеся Серединцева, Полина Фролова, Софья Шильд, Таисия Игнатченко.
Объять необъятное
Как было написано выше, Анна Анатольевна не только преподаватель детской школы искусств, но еще и художественный руководитель народного ансамбля русской песни «Русская душа». Она же и создатель ансамбля «Сюрприз», что при детском саде «Колокольчик». А еще Анна Анатольевна поэт и композитор. Да много еще чего она умеет. Как это всё умещается в одном человеке — непонятно! Наверное, нужно так любить жизнь и окружающую действительность и радоваться каждому прожитому дню!
И, напоследок, хотелось бы задать несколько вопросов самой героине. Провести, так сказать, небольшой блиц-опрос.
— Анна Анатольевна, скажите, как педагог, если у ребенка нет таланта, а он хочет заниматься музыкой?
— Самое обидное, что обычно бывает наоборот — у ребёнка есть и талант, и хорошие данные, а он не хочет, упирается и бросает. Таких, к сожалению, большинство, но музыка тем и хороша, что все музыкальные данные можно развить. Это и слух, и память, и чувство ритма. Мой опыт показывает, что ребёнок в первом классе не может спеть или прохлопать. Но упорство и труд, постоянное посещение занятий делает буквально чудеса, дети начинают слышать, чисто петь. Так что я советую, наоборот, идти в школу, чтобы развить в себе эти способности, конечно, с такими детьми труднее работать, но тем и интереснее результат, когда вдруг ребёнок преображается. Любой учитель знает, что способности у детей развиваются по-разному: у одних в раннем возрасте, у других позднее, под педагогическим воздействием. Музыка помогает нам воспитывать наших детей, вселяет в них добро, чувство прекрасного, любовь к Родине, к матери, к учителю!
Может, это громкие слова, но это так!
Каждый урок, конечно, проходит по-разному… Бывает и так, что приносит разочарование, а бывает, что испытываешь наслаждение, удовлетворенность, видя результат своего труда!
— Какая музыка ближе для души?
— Я люблю разную музыку, у меня нет предпочтений, я человек настроения, слежу за новинками, чтобы удивлять своих учеников знаниями об их любимых исполнителях. Люблю музыку 80-х, классику, все мои ученики знают моего любимого композитора — это Сергей Рахманинов.
— Вы композитор. Как рождается музыка?
— Лично у меня нет точного ответа на этот вопрос. Она рождается, и всё, как непреложный факт! Я никогда не испытывала мук творчества. Если у меня есть текст, я только успеваю записывать мелодию, которая тут же рождается в голове. Это как хобби, тоже удовольствие, как и всё, чем я занимаюсь.
— Есть ли проблемы в работе?
— Для меня всегда главной проблемой было оснащение моего кабинета. Я всю жизнь мечтала о качественном звучании и изображении, чтобы детям показать инструмент или композитора не на картинке из книжки, а на интерактивной доске.
— Кем бы Вы стали, если б не музыка?
— Я люблю историю, археологию, наверное, подводным археологом. Но я рада, что я – учитель музыки!
Учитель музыки — это не только профессия, но и призвание. Ведь музыка — это удивительный творческий процесс, который приносит радость не только окружающим людям, но и прежде всего самому себе. Ты счастлив от того, что можешь подарить людям красоту и хоть на миг заставить их забыть о своих неудачах и проблемах.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!