Проектная деятельность как новая образовательная технология
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения указанных целей — использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К ним, без сомнения, относится и метод проектов, составляющий научно-исследовательскую деятельность учащихся, которая включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе. Поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе.
Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Для ученика проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение той или иной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и очень значим в первую очередь для самих ребят. А для педагога учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Поэтому неудивительно, что проектной деятельности в современных школах, в том числе и Клетского района, уделяется большое внимание.
Недавно в Клетской средней школе прошел ХI районный фестиваль презентаций учебных проектов, в котором приняли участие ученики первых-одиннадцатых классов из восьми школ района. Надо сказать, что хозяева фестиваля очень ответственно готовятся к этому событию и он всегда проходит на высоком организационном уровне. Работало шесть секций, в которых ребята представили более тридцати проектов по предметам социального, гуманитарного, естественно-математического и естественно-научного циклов. И в двух секциях были представлены проекты учащихся начальной школы. Открыла фестиваль заместитель начальника отдела образования администрации района О.А.Черячукина, которая поздравила всех участников с этим событием и пожелала им, а также их наставникам успехов в проектной деятельности.
Презентация учебных проектов проходила в специально отведенных классах школы. В каждой секции проектную деятельность оценивало жюри, в состав которого вошли не только учителя школ, но и представители дошкольных и других учреждений района. Вот уже много лет я участвую в работе этого фестиваля, была членом жюри в различных секциях, а в этом году имела возможность побывать во всех секциях и посмотреть презентации многих проектов. Всегда думала, ну как можно на протяжении многих лет готовить интересные проекты, и неужели ученики и их наставники и в этом году могут чем-то удивить членов жюри? Оказывается, могут, потому что фантазия ребят и их наставников неиссякаема. Они ищут новые темы и пути их раскрытия. В этом году были такие проекты как: «Что такое деньги?», «Волшебный мир бисера» «Язык, разделивший две страны», «История в задачах», «Вред каблуков с точки зрения физики», «Можно ли приготовить духи в домашних условиях?», «История происхождения русских фамилий», «Складной стульчик», «Сдать в химчистку, а может, попробуем сами», «Сладкий русский язык», «Магическая лампа своими руками», «Авторучка или клавиатура?», «Как часто мы улыбаемся?», «По следам Одиссея», «Секреты шоколада», «Живая память» и многие другие. Поэтому перед членами жюри стояла очень нелегкая задача: из лучших выбрать самые лучшие проекты.
Лично мне удалось посмотреть презентации следующих проектов: «Живая память», который представили учащиеся Перекопской школы, «Что такое деньги?» (Манойлинская школа), «12 месяцев и сказка, и наука» (Клетская школа), «Складной стульчик» (Клетская школа), «Магическая лампа своими руками» (Верхнебузиновская школа», «Авторучка или клавиатура» (Перекопская школа), «По следам Одиссея» (Клетская школа), «Сладкий русский язык» (Верхнечеренская школа). Надо сказать, что все проекты понравились, потому что и ребята, и их наставники провели большую исследовательскую работу, оформили демонстрационные материалы, которые пригодятся в дальнейшей работе. И что самое немаловажное, для многих ребят проектная деятельность — это творчество, умение раскрыть свой потенциал, умение выступать на публике, общаться с аудиторией, что поможет в дальнейшей их учебе не только в школе, но и высших учебных заведениях, когда они будут участвовать в семинарах, коллоквиумах, писать курсовые и дипломные работы.
Так как проектной деятельностью ребята начинают заниматься еще в начальной школе, то за достижениями многих из них я слежу уже несколько лет и вижу, как растет их мастерство. Взять хотя бы Дерюжкина Тимофея и Золотовского Артема из Клетской школы. Вот уже на протяжении нескольких лет они участвуют в этом фестивале. В этот раз вместе со своим наставником С.А.Никулиным они подготовили проект «Складной стульчик», в котором подробно и детально рассказали о том, как они работали над своим проектом, результатом которого стал складной, удобный, практичный стульчик, который можно использовать в повседневной жизни, на природе. Работая над этим проектом, они получили очень хорошие практические навыки, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.
На закрытии фестиваля все его участники получили дипломы ХI районного фестиваля презентаций учебных проектов. А победители и призеры, а также их наставники награждены грамотами, которые вручили заместитель начальника отдела образования администрации Клетского района О.А.Черячукина и директор Клетской средней школы О.А.Салуянова. Прошедший фестиваль еще раз показал, что без проектной деятельности образовательный процесс в современной школе невозможен. А значит, будут новые проекты и новые достижения, и успехи, как учеников, так и педагогов.
В.Епифанова.
Фото автора.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!