Прокуратура разъясняет
Прокуратурой проанализирована практика прокурорского надзора за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления требований закона при реализации контрольно-надзорных полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности, по итогам которого установлено, что наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми органами контроля при организации и проведении проверочных мероприятий, являются следующие.
Во-первых, проведение проверок в отсутствие оснований.
К примеру, проведение проверки без издания соответствующего распоряжения о ее проведении; организация проверки исполнения ранее выданного предписания до истечения срока для устранения нарушений; необоснованное продление органом контроля сроков проведения проверки; проведение внеплановой проверки на основании жалобы гражданина, поступившей посредством интернет-приемной, не авторизованной в единой системе идентификации и аутентификации, влечет для виновного должностного лица органа контроля (надзора) административную ответственность по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Во-вторых, проведение органом контроля (надзора) проверочных мероприятий по иному предмету проверки, не указанному в распоряжении (приказе) о ее проведении.
Например, организация проверки порядка хранения продукции вместо проверки наличия документов на продукцию, как предусмотрено приказом (распоряжением) о ее проведении, недопустимо, поскольку законом запрещено запрашивать при проведении проверки документы, информацию и образцы продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к ее предмету.
В-третьих, невручение акта проведенной проверки проверяемому субъекту.
В данном случае субъект предпринимательства вправе не только требовать привлечения должностного лица контролирующего органа к административной ответственности, но и признания результатов такой проверки недействительными и подлежащими отмене. Для этого с соответствующим заявлением следует обратиться в вышестоящий орган контроля (надзора), суд либо прокуратуру района.
В-четвертых, проведение органом контроля проверки с нарушением порядка уведомления предпринимателей о ее проведении.
Так, о проведении внеплановой проверки проверяемый субъект должен быть уведомлен не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, о проведении плановой проверки — не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. В случае неуведомления о проведении проверки в указанные сроки результаты проведенной проверки также признаются недействительными и подлежат отмене.
Обращаю внимание, что в случае привлечения по результатам проверки субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности в виде штрафа, он вправе требовать замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в случаях, если впервые совершил административное правонарушение, а также, если данным правонарушением не причинен имущественный ущерб либо вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
И.БИСИНОВ,
прокурор Клетского района.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!