Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей в личности ученика

Мы с тревогой сегодня следим за негативными процессами духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками в течение столетий, созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна.
В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, возрождение духовно-нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.
Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, что наш Президент, посещая северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.
Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.
«Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению (создание условий активного совершенствования в духовной жизни) детей и взрослых» Отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ как элемент образования сегодня уже невозможно.
Одна из важнейших задач Церкви — вырастить новое поколение христиан, хорошо ориентирующихся в догматах веры и знающих, в Кого они верят, именно на эти основополагающие моменты ориентированы воскресные занятия.
На занятиях в нашей воскресной школе дети получат знания по Закону Божию, познакомятся с церковными праздниками и православной литературой, постепенно приобщатся к ценностям православной культуры; научатся трудиться и отдыхать в коллективе, быть вежливыми, отзывчивыми и ответственными за свои слова и поступки.
Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде — все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.
Главное в нашей воскресной школе – помочь детям почувствовать, что такое любовь, теплота веры, искренность сердца, при помощи примеров и опытных переживаний для того, чтобы в будущем, уже повзрослев, ребята умели самостоятельно пополнять свои знания о христианской вере, как системе духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием.
Чтобы обучение было последовательным, преподавателями обязательно разрабатывается годовой план занятий. Методы и формы занятий, конечно, разнообразны: беседа, рассказ, игра, пение, прикладное творчество, участие в театрализованных представлениях и другие. Неотъемлемой частью проведения каждого занятия является применение наглядного материала — иллюстраций, фотографий, видео- и аудиофрагментов, рассказов, стихотворений и т.д.
Разрабатывая уроки для детей в воскресной школе, учителя стремятся сделать все возможное, чтобы помочь каждому юному ученику проникнуться христианством.
Наша школа ставит перед собой следующие задачи:
1.Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;
2.Всестороннее развитие личности воспитанников;
3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.
Религиозно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:
— воцерковление и приобщение к
литургической жизни церкви;
-паломнические поездки;
-воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;
-формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;
-усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;
-знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.
Основные направления по всестороннему развитию личности воспитанников:
— помощь в развитии творческих способностей;
-эстетическое развитие (формирование чувства прекрасного через литературу, искусство, посещение музеев, самостоятельное творчество)
Основные направления по адаптации воспитанников к жизни в современном обществе:
-беседы с учащимися по вопросам, связанным с жизнью в современном мире;
-формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;
— воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию, состраданию;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
Учебный год начинается с 14 сентября и заканчивается в День славянской письменности и культуры, который связан с памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая). Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой.
Продолжительность занятий 30 минут. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.
На уроках Закона Божия задача преподавателя состоит не только в том, чтобы обучить детей основам веры, дать ребенку некое рассудочное знание о Боге, но и привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, преподаваемой «от сердца к сердцу». Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игры, экскурсий, паломничества. Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового и встречу с единомышленниками.
Важным направлением является проведение праздников, посвященных Рождеству Христову, Пасхе, Дню святых Жен-мироносиц, а также участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах.
Центральным звеном в работе воскресной школы является Литургическое общение (совместное участие детей, родителей и педагогов в таинствах Покаяния и Причастия). (участие добровольное).
Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения.
Сегодня Русская Православная Церковь говорит о важности соединения воспитания и образования. Пустые разговоры не помогут, если сегодня не объединить усилия российских граждан в вопросе сохранения базисных народных ценностей и в формировании культуры на основании этих ценностей. Много лет назад русский философ Иван Ильин выразил обсуждаемую нами сегодня проблему следующим образом: «Люди — писал он,— постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца». Философ говорил, что воля к совершенству уходит, а именно без нее культура немыслима. Нам захотелось выйти за ограду церкви и предложить детям эти представления как прекрасную образовательную среду для формирования у молодых людей нравственных ценностей.

И.Бобкова,
преподаватель
воскресной группы храма
Живоначальной Троицы
ст.Клетской.


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Электронное СМИ (сетевое издание) «Дон», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 08.08.2016г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77–66738.

Учредители - МАУ "Редакция газеты "Дон".

Главный редактор Егунов А.В. . Телефон: 8(84466) 4-11-32, 8(84466) 4-13-36. E-mail: don_press@mail.ru Адрес редакции и издателя: 403562, Волгоградская область, станица Клетская, ул. Луначарского, 27

Copyright kletskdon.ru. Все права защищены. © МАУ "Редакция газеты "Дон". 2012-2023 год. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на kletskdon.ru !

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.