Курсанты на линии огня
В МКОУ «Калмыковская СШ» состоялась встреча актива школьного краеведческого музея, объединения «Патриот» с участником похода по местам боевой славы Сталинградского фронта, исследователем боевого пути курсантских полков Скляровым Дмитрием Анатольевичем, жителем Москвы. Он открыл новые страницы военной истории хутора Калмыковский, которые являются предметом изучения школьниками для проектной работы о боях на дальних подступах к Сталинграду в большой излучине Дона; объяснил значение «подъема» бойцов, которые лежат в калмыковской земле как без вести пропавшие; призвал ребят сохранить память о подвиге героического народа, спасшего мир от фашизма в 1941 – 1945 гг.
Стремительное наступление немцев из- под Харькова на Сталинградском направлении для нашего Верховного командования оказалось большой неожиданностью. Сталинград, важнейший индустриальный центр на юге, оказался совершенно беззащитным перед армадой вермахта, самой лучшей 6- ой армией Паулюса.
Перед командующим 62-й армией В.Я. Колпакчи, собранной из потрепанных в боях батальонов, не обстрелянных курсантов офицерских училищ, недоукомплектованной, без средств управления и связи, Сталин поставил задачу задержать в 8-10 раз превосходящую по численности и мощи армию противника к городу, тем самым дать возможность создать под Сталинградом линию обороны, перебросить с других фронтов армии, ввести резервы. Но времени на укомплектование войск личным составом, техникой и боеприпасами уже не было. Туда же бросили курсантов офицерских училищ. Наспех слепленные полки и батальоны были поставлены на оборонительный рубеж Клетская-Суровикино.
Семнадцатого июля 1942 года с севера и юга от железнодорожной станции Суровикино закипели первые кровопролитные бои около хуторов Лобакин, Майоров, Калмыковский, Верхняя Бузиновка. 192-я стрелковая дивизия была сформирована в основном из курсантов Грозненского, Урюпинского, Нальчикского, Орджоникидзенского, Краснодарского военных училищ. Курсанты, без малого двухлетней учебы, почти перед самым выпуском были направлены воевать рядовыми бойцами. Почти все 1921 года рождения, рослые, как на подбор, хорошо подготовленные, они бились до последнего дыхания. Почти вся дивизия полегла в боях, но не отошла за р. Дон ни в июле, ни в августе 42-го года, защищая переправы через реку до подхода главных сил. От батальона полка осталась в живых горстка людей. Так, в 1-м стрелковом батальоне от 1000 осталось 28 человек, в 676-м полку осталось 170 человек из 2500. Из сводного курсантского полка Краснодарского пехотного училища уцелело 30 человек. Погиб командир курсантского полка майор Лысак. Долбня Николай Васильевич, 1923гр., младший лейтенант, командир взвода, пропал без вести, Добрин Исак Иосифович, 1923 гр., младший лейтенант, пропал без вести.
И этот список, к сожалению, можно продолжать и продолжать. Отдали свои жизни юные парни, защищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков. И наш святой долг- хранить память о великом подвиге нашего народа, о каждом воине, отстоявшем для нас мир и свободу.
Мы благодарим поисковый отряд «Татнефть – поиск» из г. Альметьевска под руководством М. Котенковой, поисковый отряд «Сармат» под руководством В.А. Михайлова из г. Волгограда, Д.А.Склярова за участие в поисковых работах. Ими «поднято» в этом году за весенне – осенний период много курсантов.
Поисковая деятельность позволяет молодежи погрузиться в прошлое своей страны, узнать о героических страницах истории, о судьбах людей, которые отдали жизнь за свободу и независимость.
Этот процесс способствует развитию чувства гордости за свою страну, формирует уважение к её культуре и традициям. Через участие в поисковых экспедициях, сбор и исследование исторических материалов, молодые люди становятся не только свидетелями истории, но и её хранителями.
Воспитание патриотизма через поисковую работу позволяет формировать активную гражданскую позицию, прививающую любовь к Родине и желание участвовать в её развитии. Каждый найденный артефакт, каждая восстановленная судьба — это вклад в понимание ценностей, которые делают нас едиными. Таким образом, поисковая работа становится не только методом изучения истории, но и важным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма в обществе.
Материал подготовлен в рамках проекта «Память поколений»
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!