Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключевая роль российского образования. Гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.
Происходящая в России дифференциация школьного образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.
Перед педагогами поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина — патриота Родины.
В МКОУ «Распопинская СОШ» накоплен определенный положительный опыт по патриотическому воспитанию обучающихся. Педагоги школы знакомят учащихся с обычаями, традициями русского народа, донских казаков. Стараются вызвать у детей интерес к изучению истории страны, станицы, школы, своей семьи. Знакомят с православными традициями русского народа и в то же время укрепляют единство и дружбу народов России.
Воспитать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов, чтить и уважать традиции донских казаков, быть патриотом своей малой Родины оказалось не так-то просто. Но педагогический коллектив школы – союз единомышленников. Разработал план работы по патриотическому воспитанию и работа закипела. Традиционными стали классные и общешкольные мероприятия, посвященные воспитанию патриотических чувств у учащихся школы, начиная с начальных классов. Мероприятия выстроены в соответствии с возрастными особенностями школьников, на которых воспитывается не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Ребятам показывают не только красоту и величие родной культуры, но стараются заронить в души учащихся любовь и гордость за нее.
Чтобы поделиться своими наработками в области патриотического воспитания, на базе МКОУ «Распопинская СОШ» был проведен районный семинар – практикум для учителей начальных классов по теме «Организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников в свете реализации ФГОС НОО».
Педагоги школы организовали выставку «Работа учителей начальных классов по патриотическому воспитанию». Гостям семинара – практикума было предложено посетить уроки — окружающего мира в 1-м классе Королевой Е.С.и русского языка в 4-м Кардаильской С.К..
Нас познакомили с изыскательскими работами, которые ведут ученики под руководством своих наставников . Ими реализованы проекты: «История станицы в судьбах земляков», «История названия моей станицы», «Дети войны», «Азбука юного россиянина». Один из таких проектов «Азбука юного краеведа» был представлен учениками 5 класса. Они с гордостью рассказывали о своей работе. О том, как узнали много интересного и любознательного, что окружает нас в окружающей действительности.
Затем все с нескрываемым интересом рассматривали экспонаты в «Музее Боевой Славы» школы. Манушина Л.И. рассказала о истории становления музея, кропотливой работе над огромным историческим материалом и о том, чтобы сохранить традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в школе уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество.
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных праздников. 14 октября по православному календарю отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому, именно в этот день прошел праздник «Покров», подготовленный Малаховой Т.И. и ее учениками. Ребята узнали, как праздновали его в старые времена и попробовали перелистать страницы истории. И им это удалось! Ведь подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
По окончании семинара – практикума гости школы посетили часовню «Покрова Пресвятой Богородицы, которая в этот день отмечала год со дня своего открытия. Отец Лука, священнослужитель станицы Распопинской, приветствовал участников семинара и пожелал педагогическим коллективам школ успехов на учительском поприще. Еще нам посчастливилось насладиться высокопрофессиональным исполнением духовной музыки. За что мы очень благодарны Ангелине и Мирославе, певчим прихода.
Уезжая из станицы с чувством полного удовлетворения, мы надеялись, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения, как учителей, так и их учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
С искренней благодарностью к организаторам семинара-практикума за плодотворную работу Е. Старкова, Р. Бочарова, М. Ремчукова, Е. Халявина, Г.Кислова, С.Назарова.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!