Профессия выбрала меня
Профессия учителя одна из самых древнейших на земле. Ее значимость нельзя переоценить. Из года в год педагоги различного уровня обучения передают свои знания и свой опыт, трудясь на благо человечества. Профессия учителя – это образ жизни. Люди, выбирающие ее, должны прислушиваться к своему сердцу и делать выбор душой. Это не просто передача знаний, это воспитание психологического и морального облика подрастающего поколения.
Этого человека я знаю лично и очень давно, еще со школы. Тогда, в «дикой молодости» не подумала бы, что он станет учителем. Все обещало ему карьеру если не артиста, то уж культработника – точно! Постоянный участник художественной самодеятельности, яркий, талантливый, очень веселый (а как поет!)…Что еще нужно было для открытия новой творческой звезды? Нет, не случилось!
В преддверие профессионального праздника — Дня учителя я решила взять у него небольшое интервью, чтобы узнать, как все–таки дорога привела именно в школу. Естественно, как положено, буду называть его по имени-отчеству и исключительно на «Вы».
— Владимир Васильевич, почему все же педагогический институт?
— Я, конечно, не могу сказать про учительскую династию, но моя тетя Зинаида Денисовна Романова была еще и моей первой учительницей и, наверное, от нее мне передался «дух преподавательства».
— Ну, а почему химия, а ни какой-нибудь гуманитарный предмет?
— А в этом «повинна» мой учитель Ольга Анатольевна Войнилова. Она так интересно преподавала этот предмет, что буквально «заразила» им. Поэтому и мысли не было, какой выбрать факультет.
Я тоже хорошо помню этого учителя, о котором могу сказать только хорошие слова. Кстати, до сих пор помню таблицу Менделеева и могу решить некоторые уравнения и задачи, хотя, увы, химия мне в жизни так и не пригодилась.
— За двадцатилетний учительский стаж сколько было учеников?
— Да я и никогда не считал. Помимо уроков химии, я еще веду и рисование, а оно с пятого класса. Если посчитать всех за двадцать лет работы, думаю, цифра будет внушительная. Точно я могу сказать про выпускные классы. Полный выпуск был один, еще раз пять я доводил детей до выпуска. Сейчас у меня девятый класс. Это тоже полный выпуск. Надеюсь, что не последний. Просто приятно быть классным руководителем учеников, сразу пришедших из начальной школы. Им все любопытно и интересно. На твоих глазах они растут, развиваются, и понимаешь, что во всем этом есть и твоя заслуга.
— Вы считаете себя другом учеников или все-таки строгим учителем?
— Никогда не задумывался над этим вопросом. Все зависит от ребенка и от ситуации. Да, некоторым я могу стать другом и некоторых учеников могу даже назвать своими друзьями. А есть такие ребята, которые приходят со своими проблемами и им хочется чем-нибудь помочь, пусть даже ласковым словом. Ну, а есть и другие, которым, как воздух, необходимо крепкое слово. В любом случае, я не хочу и не стараюсь сделать так, чтобы меня боялись.
— Вот, пожалуй, самые риторические вопросы: что самое главное в профессии учителя и какими качествами должен обладать настоящий учитель?
— Трудный вопрос. Найти подход к ребенку задача не из легких. Это уже вопрос психологии. Но наша профессия — профессия учителя подразумевает наличие знаний и в этой области. Каждый ребенок — это открытая книга. Прочитать ее нужно от начала и до конца, чтобы понять всю широту его детской души. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы стать для детей наставником? Во-первых, это большая любовь к детям. Без этого качества невозможно быть учителем и работать с детьми. Дети очень чутко чувствуют отношение окружающих к своей личности. Да, именно к личности. Несмотря на юный возраст, каждый ребенок — это человек, со своими желаниями и возможностями. Необходимо прислушаться к ним и понять их. Только тогда ребенок почувствует к учителю доверие и будет воспринимать его слова. Еще одним качеством учителя является терпение и рассудительность. В общении с детьми возникают ситуации, которые порой трудноразрешимы. Учитель должен быть хорошим психологом, чтобы понять тонкую душу ребенка.
Профессия учителя — это благородное занятие. Ее выбирают по призванию, но не по принуждению. В нашем случае, как сказал Владимир Васильевич Еманов: «Профессия выбрала меня». А может, они нашли друг друга!
Напоследок я все же не удержалась и спросила, почему в культуру не пошел? Сейчас бы артистом знаменитым стал! На что он улыбнулся и махнул рукой. Прозвенел звонок. Учитель торопился на урок…
Л.Юрченко
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!