Психолог в помощь пожилому человеку

burst

Работа психолога в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГКУ СО «Клетский центр социального обслуживания населения» с пожилыми людьми начинается с изучения тех проблем, которые волнуют получателей. Их тревоги, переживания и страхи могут быть связаны с положением в обществе и состоянием здоровья, уровнем социальной поддержки и ролью в семье, бытовыми условиями, финансовой нестабильностью и др. Также обязательно учитывается их социальный статус, психические и психологические особенности, духовные и материальные потребности, физическое состояние, черты характера.
Задача психолога, — организовать работу с пожилыми людьми, сделать жизнь своих получателей полноценной, насыщенной, интересной для них самих.
В основе работы психолога с пожилым человеком – его проблемы, среди которых можно выделить самые распространенные и воспринимаемые особенно остро и болезненно и индивидуальные особенности, связанные с восприятием некоторых трудностей:
Социальные проблемы
• Состояние здоровья. У многих к старости ухудшается память, зрение, снижается слух. К страху перед собственной беспомощностью добавляются переживания из-за высоких расходов на лечение.
• Материальное положение. Большинство пенсионеров – люди нетрудоспособные. Поэтому пожилого человека сильно беспокоит нехватка денег, инфляция, рост цен на социально значимые продукты и лекарства. И каждый такой стресс негативно сказывается на здоровье.
• Одиночество. Многие пенсионеры не имеют возможности для полноценного общения не только с друзьями, но и с родственниками. А уход из жизни супруга может и вовсе вызвать глубокое депрессивное состояние. Работа с пожилыми людьми призвана раскрыть коммуникативные проблемы человека и научить справляться с ними.
Психологические проблемы
• Потеря смысла жизни. Когда все сделано и достигнуто, к человеку приходит мысль, что все самое интересное осталось позади. И вся последующая жизнь пуста и бессмысленна. Тем более что и круг общения узок, и работы нет, и нечем занять массу свободного времени. Это может привести к добровольной самоизоляции. Работа с пожилыми людьми призвана адаптировать пенсионеров в обществе.
• Психологическая защита. Она позволяет обрести человеку преклонного возраста внутреннее спокойствие, и направлена на сковывание разума и подавление чувств. Это приводит к тому, что люди «консервируют» свои взгляды и мнения, отказываются принимать новое.
• Специфичное ощущение времени. В работе с пожилыми людьми психолог нередко сталкивается с тем, что получатели живут прошлым или настоящим, которое наполнено воспоминаниями и страхом завтрашнего дня. Такие пенсионеры запасают все на черный день, ко всему и всем относятся с повышенной осторожностью. А обычный визит в аптеку или магазин превращается в волнительное событие (а порой и в маленькую стрессовую ситуацию), которое требует тщательной моральной подготовки.
В связи с этим психолог использует различные технологии работы, направленные на укрепление и поддержание функций памяти, мышления, восприятия и т.д.
• диагностика
• опрос
• анкетирование
• игровые формы психодиагностики
Психологическая коррекция, индивидуальная:
• метод «Арттерапия»
• настольные игры
• активизация и развитие психических функций «Мышление»
• восстановление функций внимания и памяти
• активизация зрительного восприятия
• развитие слуховой памяти
• упражнения для восстановления и поддержания мелкой моторики (улучшения двигательной активности рук (кистей, пальцев)
• подборка кинофильмов в рамках программы для пожилых людей и инвалидов, способствующих повышению стрессоустойчивости, жизненного тонуса, снятию напряжения, стресса, депрессии, активизации когнитивных функций.
• Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений: индивидуальное консультирование:
• психологическое просвещение (обучение по специальной литературе (брошюры, памятки).
Проводятся индивидуальные консультации, а также занятия по релаксации с музыкальным сопровождением. Последнее направление показало себя очень востребованным. Получатели, в процессе работы с психологом, становятся менее тревожными, более осознанно смотрят на происходящие в их жизни изменения, отреагируют негативные переживания. А так же проходят занятия с использованием пластилина, одного из наиболее эффективных «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы.
Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию. Также этот приём терапии способен преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению. Участники занятий ощутили эффективность работы с пластилином по трансформации внутреннего психосоматического состояния от негатива, агрессии, тревожности к позитиву, открытости и доброжелательности.
Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина – это простой, но очень мощный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, сконцентрироваться на проживании жизнь здесь и сейчас. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина – «Все можно изменить!» — разрешить сложные проблемы, найти ответ на интересующий вопрос.
В процессе психологической работы с пожилыми людьми направление арт-терапии имеет огромное значение. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт — терапии. Рисуя, получатель дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения к различным ситуациям.
На психологических занятиях используются разнообразные методы и приемы – это: чтение к размышлению притч, сказкотерапия, пластические движения, рисунок, драматизация. Обнаружение личностных смыслов через творчество даёт эффективность в мотивации жизненной активности пожилых людей.
В качестве средств, способствующих музыкотерапии, используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, цветотерапию и живопись, звуковую гимнастику (аутотренинг).
Цель занятия — сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое; преодоление коммуникативных барьеров; активизация психических функций (память, внимание, мышление).
Проведённый анализ отметил положительный результат после занятия у всех получателей, что дает стимул в продолжении работы над собой и желание принимать участие в тренинговых коррекционных занятиях и упражнениях.

О. Ляшко, психолог отделения
дневного пребывания граждан
и пожилых людей
ГКУ СО «Клетский ЦСОН».


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электронное СМИ (сетевое издание) «Дон», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 08.08.2016г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77–66738.

Учредители - МАУ "Редакция газеты "Дон".

Главный редактор Егунов А.В. . Телефон: 8(84466) 4-11-32, 8(84466) 4-13-36. E-mail: don_press@mail.ru Адрес редакции и издателя: 403562, Волгоградская область, станица Клетская, ул. Луначарского, 27

Copyright kletskdon.ru. Все права защищены. © МАУ "Редакция газеты "Дон". 2012-2018 год. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на kletskdon.ru !

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.