Таран во имя жизни
От исхода борьбы за Сталинград зависела судьба всего Советского Союза, его народа, свобода и независимость нашей Родины. Патриотизм наших людей превышал превосходство фашистской армии и её вооружения. Красноармейцы знали, за что они борются — дома оставались родные и близкие, глаза которых устремлялись на защитников, сражающихся с врагом на земле, на воде и в воздухе.
Шла решительная борьба за город на Волге. Гитлеровцы имели временное количественное превосходство в авиации. Но советские лётчики противопоставляли врагу своё мастерство и умение, свою несгибаемую волю к победе. В те дни под Сталинградом рождались герои воздушного боя, слава о которых осталась в памяти наших людей и поныне. Лётчики-истребители, лётчики-штурмовики показали себя мастерами таранного боя, о котором фашисты не имели и понятия. Да и зачем врагу идти на таран, ради чего?
На рубеже Клетская-Серафимович-Михайловка прославились в воздушных боях многие герои. Об одном из них эта история, которую поведала нам член Совета музея истории станицы Кременской Клетского района Татьяна Ивановна Семёнова.
— Дмитриев Михаил Николаевич родился в 1903 году в станице Кременской в простой казачьей семье, в которой было 13 детей. Очень любил природу, с восторгом встречая утренние зори в степи или в лесу. Увлекался рыбалкой и охотой. Закончив Кременское двухклассное училище, поступил в сельскохозяйственное училище города Новочеркасска. Но гражданская война помешала его закончить, и Михаил Николаевич возвратился домой в родную станицу Кременскую. Здесь его призвали в Красную Армию и направили учиться в авиационное училище города Ленинграда. Из Ленинграда способного и талантливого летчика направили в Оренбургскую высшую школу летчиков. По окончанию её Дмитриева перевели в город Воронеж, затем в город Волхов, в город Читу и, наконец, в город Балашов, где он и стал служить в авиационной школе пилотов преподавателем. Там и застала его Великая Отечественная война.
В ноябре при Балашовской военно-авиационной школе пилотов в Приволжском военном округе началось формирование 621-го ближне – бомбардировочного полка. Командиром 1-й авиаэскадрильи был назначен Дмитриев Михаил Николаевич. В декабре 1941 года полк убыл из города Балашова на Северо-Западный фронт и принял участие в Ржевско – Вяземской наступательной операции. Затем Калининский фронт, где полк особенно показал себя в боях за сильно укрепленные пункты противника – населенные пункты Молвотица, Демянск и город Холм. Наиболее отличившиеся лётчики были удостоены правительственных наград. Дмитриев Михаил Николаевич был награжден орденом Красного Знамени.
С марта по июнь 1942 года 621-й авиационный полк находился в городе Чапаевске на доукомплектовании и переучивании на управление самолетами «ИЛ-2». Летом 1942 года противник начал наступление на Сталинград и Кавказ. 621-й авиаполк с 14 июня 1942 года в составе 206 штурмовой авиационной дивизии 8-й Воздушной Армии поддерживал оборонительные бои наземных армий, оборонявших подступы к Сталинграду с рубежа Суровикино- Морозовской до окраин Сталинграда. Полк штурмовал подходящие резервы и наступающие танковые и мотомеханизированные части противника, Морозовский аэродром, переправы через Дон в районе города Калач, передний край у озера Цаца и северо-западные окраины города Сталинграда.
Это случилось 16 июля 1942 года. Майор Дмитриев в сопровождении двух ведомых трижды вылетал на штурмовку танков и автомашин противника по дороге между Михайловкой и Н-Михайловским, чуть севернее станицы Морозовской. Колонна фашистов состояла из обозов с провиантом, автомашины с боеприпасами и моторизованной пехоты, которая продвигалась мимо хутора Чикова в сторону Сталинграда. Боевая задача по бомбардировке лётчиков была выполнена отлично, но в момент повторного захода самолёта на высоте 58 метров прямым попаданием снарядов в нижнюю часть мотора самолёт Михаила был подбит и не мог продолжать дальнейшего полёта с целью ухода на свою территорию.
Нужно отметить, что эффективность ПВО противника против штурмовиков повышалась после первой атаки, так как первая атака на бреющей высоте являлась внезапной, все повторные атаки производились при полной готовности защитных средств, включая сюда ружейный и заградительный огонь. Немцы уже были готовы к завершающей атаке Дмитриева, он об этом не предполагал, потому что для наших авиаторов это было внове.
Видя безвыходность создавшегося положения, майор Дмитриев решил дороже отомстить за Родину и за свою личную жизнь. Он повёл подбитый самолёт в гущу неприятельских автомашин и тараном на земле разрушил две автомашины, автоцистерны, снёс и поджег два дома, в которых укрывались фашисты. Этим поступком Дмитриев показал своим лётчикам и доказал врагу, как может драться лётчик за свой родной дом и свою землю.
Вот как это происходило глазами очевидцев, видевших гибель самолёта и нашего героя. Рассказывали Неровная У.К. и Тарасенко И.Г.: «В течение нескольких дней подтягивалась немецкая техника, которую они маскировали. Наш самолёт летел на немецкую колонну уже подбитым и в падении уничтожил автозаправщик и цистерны. Рвануло взрывом бензовоз, запылали и стоящие рядом машины с пехотой, а штурмовик, давя и сметая всё на своём пути, заскользил, как по льду, по колонне. У самолёта отлетели крылья, а его фюзеляж некоторое время продолжал «утюжить» мотопехоту, громя мотоциклистов».
«Факт поражения автомашины при первых атаках и факт тарана и героической гибели Дмитриева Михаила подтвердили ведомые им пилоты — старший сержант Бочкарев Г.Я., сержант Виноградов А.Н. — писал в приказе командир 621 штурмового Авиационного полка 19 июля 1942 года. — Ведомые увидели и доложили руководству, что он тараном пошел на цистерны и автозаправщик, снес и поджег два дома, но достоверно оценить объем урона с воздуха, конечно, не могли».
— Далее, отлетев от колонны и ударившись о камни фундамента дома Скваргиных, фюзеляж срикошетил на крышу дома, где проживала семья Пузиковых. По окопам, в которых находились жители хутора Чикова, пронеслось: «Летчик упал на крышу дома». Покидая окопы, жители бросились в дом. Там они увидели следующее: летчик упал, проломив потолок, в одном хромовом сапоге, синем комбинезоне и летных очках. Он был жив ещё несколько минут, но никто помочь ему не смог. Следом за хозяевами в дом забежали немецкие офицеры, выгнали всех, кроме семьи Пузиковых. В первую очередь они сорвали с летчика часы, потом комбинезон, очки, после чего женщины увидели лицо Дмитриева М.Н., которое запомнили на всю жизнь: красивое, мужественное, с большими карими глазами. Немцы забрали какие-то бумаги, возможно, документы, и приказали зарыть летчика живым у порога. Из-за взрывов на дороге, вызванных тараном Дмитриева, немцы не могли проследить за выполнением своего приказа. Они бросились спасать то, что осталось целым и невредимым. Мария Яковлевна Пузикова с дочерьми, рискуя жизнью, всё-таки похоронила летчика на подворье, завернув его в солдатскую шинель.
Разобраться и зафиксировать факты того героического тарана посчитала делом своей жизни учитель русского языка и литературы Общанской школы В.С. Зеленская. Организованная на базе школы группа «Поиск» провела кропотливую работу и в 1987 году были точно установлены все события того дня. Валентина Сергеевна и ее помощники разыскали 28 очевидцев наземного тарана, которые к тому времени жили в разных городах, так как х.Чиков прекратил существование в 1953 году. После войны на месте гибели местные жители поставили памятник и ухаживали за ним, пока не распался хутор. А в 1955 году прах летчика был перенесен в братскую могилу «Клятва», которая находится в центре хутора Общий Морозовского района Ростовской области.
За проявленную доблесть, мужество и героизм в борьбе с немецкими оккупантами майор Дмитриев М.Н. был представлен к правительственной награде – ордену Красного Знамени, посмертно в сентябре 1942 года, а в сердцах земляков нашего края он остался Героем Советского Союза.
Уроженцу Клетского района отважному лётчику Дмитриеву Михаилу Николаевичу в родной станице Кременской был поставлен бюст в память об его подвиге.
Частично материалы переданы
из архивных данных Совета
ветеранов Клетского района.
Л.Николаева.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!