За чертой разумного бытия
Откуда же взялось загадочное зло, неожиданно обрушившееся на человечество? Или, быть может, зло не столь уж загадочно, а человечество не столь уж и безвинно?
Греческое «nагке» означает оцепенение, «mania» — безумие, сумасшествие. Сущность наркомании наиболее полно выражается следующим определением: наркомания — социально опасное психическое заболевание, в основе которого — неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции так называемых «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема их или иных химических соединений.
Употребление наркотиков известно человечеству уже тысячи лет. Известно, что различные растительные или искусственные препараты наркотического действия использовались в религиозной или медицинской практике уже самых древних племен и народов. Еще в XIX, да и в начале XX века употребление некоторых видов наркотика было не только не запрещено, но, напротив, имело репутацию непременных аристократических занятий, считалось чуть ли не признаком принадлежности человека к высшим слоям общества. Широкой популярностью среди богемной публики пользовался кокаин, известны были и некоторые другие наркотики (опиум, морфий). Но все же серьезной общественной проблемой употребление наркотиков тогда не являлось. Приобрело массовые масштабы только в 50-60 е годы прошлого века.
Основным распространителем моды на наркотики (преимущественно -гашиш и ЛСД) стало возникшее в середине века движение «хиппи». Это движение оказало огромное влияние на становление целого пласта культуры, положило начало новым специфическим направлениям в философии, литературе, живописи, музыке. В основе этих направлений лежал бунт против жестокости общества, стремление уйти от действительности, чтобы найти то в реальности, обрести любовь, нехватка которой ощущалась людьми так остро. Но скоро иллюзии развеялись. К тому же развившаяся вскоре индустрия наркотиков заполонила мир синтетическими тяжелыми наркотиками, которые очень быстро овладели человеком и делали его своим послушным рабом, не оставляя ему выбора.
Известна истина: актер проживает столько жизней, сколько ролей ему довелось сыграть. Почему же тогда многие из них пытаются создать иллюзорный мир, проводником в который берут не талант, а коварное зелье -наркотики?
Итак, в марте 1982 года Америку потрясло известие о смерти одного из самых одаренных комических актеров XX столетия — американца албанского происхождения Джона Белуши. Он приобрел неслыханную популярность после выхода на экран комедий с его участием «Братья Блюз», «Соседи». От него ждали новых творческих сюрпризов, а он поверг соотечественников в шок, «заигравшись» с опасным зельем. Устав от ночного чтения нового сценария, Джон решил, как обычно, немного расслабиться и принял очередную дозу. Трудно понять, почему такой живой и самодостаточный человек поддался модной «забаве», ставшей для него роковой. Почему этот трагический пример является далеко не единственным и, увы, не последним.
Когда репортера, опубликовавшего одно из первых интервью с Мэрилин Монро, спросили, «почему он уделил такое внимание этой манерной девочке», тот ответил «жизненная сила, старина. В ней столько жизни …».
В ту воскресную ночь 4 августа 1962 года, когда Голливуд сотрясался от вечеринок, разные дома Лос — Анджелеса надрывались звонками: «приезжайте немедленно! Говорю вам, я хочу покончить самоубийством!.. Я кончаю с собой!» — это кричала Мэрилин Монро.
Смерть поразила ее в тот миг, когда она лихорадочно листала записную книжку в поисках того, кому она была нужна…
На ночном столике стоял флакончик из-под намбутала. Он был пуст.
Две истории, рассказанные здесь, иллюстрируют противоречия, скрывающиеся под глянцевой обложкой этого мира. Природа конфликтов, надломивших судьбы двух талантливых актеров, имеет, кажется, схожий характер. Роковую роль в их жизни сыграл Голливуд.
Статья подготовлена
сотрудниками МКУК «ЦБ имени
В.М. Шукшина»
И.Бурцевой, А.Губской.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!