Жизнь в танце

Танцевать любят многие. В хорошем настроении ноги часто сами пускаются в пляс, поддаваясь велению души, ритму веселой музыки, подходящей, а иногда и неподходящей обстановке.
А кто из нас хоть раз в жизни не мечтал научиться танцевать по-настоящему? И глядя из зрительного зала на выступление какого-нибудь танцора, не представлял себя на его месте? Или не хотел выделиться из толпы не просто ритмичными движениями, а настоящими профессиональными танцевальными па — красивыми и оригинальными?
Думаю, таких найдется немного.
И хоть мы не часто в своей жизни встречаем профессиональных танцоров и хореографов, способных не только исполнить, но и научить исполнять других тот или иной зажигательный танец, и отдавших свою жизнь этому увлекательному занятию, все же такие люди есть, мы их знаем, с ними общаемся, и сегодняшний рассказ об одной из них.
Не знаменитой артистке, как это бывает обычно, а о простом хореографе, мастере своего дела, которая посвятила свой трудовой путь этой непростой, но очень красивой и, без сомнения, интересной профессии.
Светлана Ивановна Короткова, преподаватель детской школы искусств, танцами занимается всю жизнь.

Танцы – это моя сила!
Самая лучшая работа — это то, что тебе нравится, где нет ощущения потерянного времени. И чем больше людей любят свою работу, тем лучше всем. Это в полной мере можно отнести к Светлане Ивановне. Её профессия требует не только мастерства, природного таланта, вдохновения, но и чувствовать свою работу душой.
О рождении танцевальных композиций, об учениках ДШИ, да и собственно о любимой профессии мы поговорили с педагогом школы искусств и по совместительству руководителем хореографического ансамбля «Карусель» Светланой Ивановной Коротковой.
— Светлана Ивановна, Вы в детстве любили танцевать? Когда впервые появились мысли о хореографии?
— Детство – это самая светлая часть на длинном пути человека. И от того, как проживет ребенок этот отрезок времени, каким он шагнет в новую, уже взрослую жизнь, какие ценности и приоритеты выберет для себя, зависит только от нас, взрослых. Для меня вопрос: “ Как рано стала танцевать?” в детстве вообще не стоял. Моя мама работала в Доме культуры, и все мое детство прошло за кулисами, либо в костюмерной. А еще у нас в клубе был кукольный театр. Я ходила буквально на все кружки. Мне было очень интересно. В принципе, моя будущая работа была тогда еще определена – я стану культработником.
— Тогда что повлияло на выбор именно этой профессии?
— Ну, выбора, как такового, не было. Дело в том, что помимо всех многочисленных коллективов художественной самодеятельности, в нашем ДК не было хореографа, и, естественно, танцевального ансамбля. А мама всегда мечтала об этом. В принципе, я не особо была против выучиться на хореографа, всё равно это была родная атмосфера, родная культурная деятельность!
— Как Вы оказались в Клетском районе?
— Закончив хореографическое отделение Волгоградского культпросветучилища, я должна была поехать на работу в один из районов области. Но тут, как говорится, вмешался «его величество» случай. Мне позвонили хорошие друзья из Клетской и сказали, что в новый местный Дом культуры нужны специалисты. Извинившись перед предыдущими работодателями, я приехала сюда. Но тут вмешался еще один «случай» по имени Николай Иванович Дранников, который донес до моего сведения, что «Ты со своим дипломом должна преподавать в музыкальной школе! И точка!». Поначалу я, мягко сказать, не обрадовалась такому решению. Ведь представляла себя на сцене, а никак не учителем танцев. А потом подумала – а почему бы и нет? Человеческий талант может раскрыться в любом его проявлении!
— Как возникла идея создать «Карусель»?
— Идея зародилась изначально, когда я стала работать в школе искусств. Прежде всего, думала о детях – своих учениках. Вот представьте, ходит ребенок на уроки танцев, занимается, сдает экзамены, получает свидетельство…И что? Чем могут запомниться ему долгие годы учебы? Ребенку нужен какой-то «выхлоп», выход на сцену да под аплодисменты! А не монотонные, рутинные, надоедливые занятия! А ансамбль – это тот фундамент, заложив который можно помочь ребенку раскрыться, почувствовать себя значимым, узнаваемым и, в какой-то степени, даже знаменитым. И мне, как руководителю, тоже было важно, чтобы мои ученики добивались успехов. Ведь даже стоя за кулисами, испытываешь неподдельный восторг и радость, когда слышишь, как рукоплещет зал твоим ребятам. И это передать словами невозможно!
— Давайте поподробнее поговорим о Вашем коллективе, ведь есть приятный повод…
— Повод не просто приятный, а скажу – даже праздничный! В этом году «Карусели» исполнилось 30 лет! Конечно же, к этому событию мы готовились задолго. У меня было очень много планов проведения этого мероприятия. Хотели пригласить всех бывших участников ансамбля, гостей, собрать всех друзей и сделать такой большой, но в то же время уютный домашний концерт с выступлениями, номерами, поздравлениями, воспоминаниями. Но, увы, этого не получилось по понятным причинам. Я все же надеюсь, что когда все закончится, мы обязательно проведем этот важный и нужный для нас праздник!
— Тем более, есть чем похвалиться…
— А почему бы и нет! Все награды заслуженные! «Карусель» принимает участие во всех мероприятиях района. Ни один праздник в Клетской не обходится без ансамбля. Также мы не раз побеждали и становились участниками Международных и Всероссийских конкурсов. Об этом говорят многочисленные Дипломы и Грамоты. Я сейчас все фестивали не вспомню, но, кто желает, может прийти в ДШИ и посмотреть на нашу «Стену Почета»!
— Возвращаясь к Вашим ученикам – за эти годы, сколько всего было выпусков хореографического отделения ДШИ и скольких ребят Вы обучили танцам?
— Выпусков было десять, а вот сколько ребят, ответить затрудняюсь. Скажу – много! Но я помню всех своих выпускников! Почти все учатся или живут в городах. К сожалению, хореографической карьерой никто не занялся, но даже, если они танцуют для себя или учат танцам своих детишек – это тоже неплохо.
— Давайте ненадолго вернемся в прошлое. Если сравнить Вас тридцать лет назад и сейчас, в чем будет разница?
— Я часто вспоминаю свои первые уроки и первые постановки танцев. Спустя много лет сейчас мне они кажутся немного наивными, смешными. Но если бы не было их, не было бы сегодняшних постановок. Ведь недаром китайская мудрость говорит: “Большой путь начинается с малого шага”. И я всегда старалась развиваться, всё глубже проникать в безграничный мир танца, его философию. Ведь когда ребенок видит перед собой грамотного, успешного, оптимистичного, любящего свое дело педагога, всегда есть успех. Когда я пришла на свой первый урок, главным было все успеть, не забыть. Но с каждой новой встречей с детьми я понимала, что не ошиблась в выборе профессии. На уроках от общения с детьми я получаю положительный заряд и массу удовольствия. Вот уже много лет я работаю с детьми. Я научилась видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальность, неповторимую и уникальную. Умею чутко улавливать, читать настроение ребёнка по едва заметным признакам, в том числе, по глазам. А что касается сейчас, естественно, прибавилось опыта, годы работы не проходят даром. Я учу детей и в то же время учусь сама – слушать их, понимать, находить общий язык, ведь все дети разные, а необходимо из маленьких танцоров, каждый из которых обладает своим характером, создать полноценный коллектив. Еще стало легче при подготовке танца, так как есть интернет. Но работать легче не стало – с изменением эпохи изменились и дети. Они все очень развитые, с малолетства грамотные, подкованные во многих вопросах, более свободные в выражениях, мыслях и поступках, чем 30 лет назад. И иногда даже помогают мне, вносят свои предложения при подготовке танца, я к ним прислушиваюсь. Со многими детьми одно удовольствие работать, они ритмичны, музыкальны. Очень много ребят, кто оставил в памяти след своим желанием танцевать, своей работоспособностью.
– Вот и переходим к одному из главных вопросов: «Если у ребёнка нет данных, но есть желание танцевать…»
— Я беру абсолютно всех! И если есть желание, то обязательно получится! Бывало так, что приходил ребенок без чувства ритма, без видимых физических данных, но в процессе занятий, благодаря своему огромному желанию, трудолюбию и упорству добился многого и танцевал сольные партии! С полной уверенностью могу сказать, в каждом ребенке есть талант. Моя задача как педагога увидеть эти способности, заразить трудолюбием и творчеством. Для этого необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Есть короткие дороги к счастью, и танец — одна из них
– Как рождается танец?
— По-разному! Бывает, сначала идея возникает, а потом уже музыку подбираю, но чаще – услышишь музыку, и рождаются мысли о танце. Есть хореографические постановки на образ, есть так любимые нами сюжетные номера. Рождение танца – процесс очень спонтанный, мобильный и невероятно захватывающий. У каждого танца — своя история. Какие-то номера рождаются практически сразу, над другими приходится размышлять. Иногда черпаю новые идеи для постановки номера, наблюдая за поведением детей. Прежде чем танцевальная история предстанет на суд зрителя, мы очень много работаем. Коллектив воспитал своего зрителя, который радуется и переживает вместе с нами. С каждым годом зрителей становится все больше. Конечно, радует, что меня ценят и уважают как педагога.
— А что является главной задачей в Вашей работе?
— Главное в моей работе по отношению к детям – это воспитать у них любовь к танцам, научить их слушать и слышать музыку, двигаться, работать в коллективе. Немаловажным фактором является и привитие ответственности, дисциплины, без них в танце нельзя. Поэтому хореография очень дисциплинирует. Очень часто немного зажатый или закомплексованный ребенок в танце или на сцене раскрывается, показывает богатый внутренний мир. Одним словом, моя задача – через танец сформировать гармонично развитую личность. И детям нравится двигаться, танцевать, а если сочетаются хорошие костюмы, сцена, музыка, выступление – всё это настраивает детей на высокую волну, одухотворяет. Главное, чтобы дети получали от танца радость. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю немало, а с другой, – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. «Уча других, мы учимся сами». Я к этому готова. В свою работу я стараюсь привнести всё лучшее, полезное для эффективного обучения детей. Внимательно слежу за новыми хореографическими направлениями, перенимаю опыт других хореографов.
– Американский танцовщик Жак д`Амбуаз сказал: «Танец – это твой пульс, биение твоего сердца, твоё дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти». А что значит танец в Вашей жизни?
– Это – жизнь! Никак иначе. Я живу в танце. Это – счастье! В танце переживаю все эмоции одновременно, как положительные, так и отрицательные. Танец… Для меня это ощущения на уровне сердечной мышцы. Танец – это эмоции детей. Когда у нас с ними всё получается, испытываешь абсолютное счастье. Танец – это и физика, и душа, и пластика, и театр. Это – целый мир, который каждый день можно открывать и наполнять чем-то новым.
Беседа со Светланой Ивановной подтвердила: она безумно любит свое дело и отдает ему всю себя.
— С каждым годом я становлюсь все более привязанной к танцу. И сейчас понимаю, что не могу без него жить. Огорчает один факт – дети растут, и после окончания ими школы мне приходится расставаться с ними. За несколько лет занятий мы становимся большими друзьями, равноправными коллегами, а расставание всегда приносит огорчение, пусть и со слезами радости и добра на глазах. За десятилетия я убедилась, что танец делает детей лучше, умнее и красивее, добавляет им грации, пластики, свободы в движении и общении.
Но изменяюсь и я. Именно мои воспитанники заставляют меня быть сегодняшней, принимать их такими, какие они есть, быть терпимее к их детским ошибкам, но требовательной к себе, и я очень благодарна им всем за это.
Я считаю себя счастливым человеком. Я — педагог! Я – хореограф! А это значит творчество и движение вперед! И это моя судьба!


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Электронное СМИ (сетевое издание) «Дон», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 08.08.2016г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77–66738.

Учредители - МАУ "Редакция газеты "Дон".

Главный редактор Егунов А.В. . Телефон: 8(84466) 4-11-32, 8(84466) 4-13-36. E-mail: don_press@mail.ru Адрес редакции и издателя: 403562, Волгоградская область, станица Клетская, ул. Луначарского, 27

Copyright kletskdon.ru. Все права защищены. © МАУ "Редакция газеты "Дон". 2012-2023 год. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на kletskdon.ru !

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.